?

Log in

No account? Create an account
 

Склонения. - Говорим и пишем правильно

About Склонения.

Previous Entry Склонения. 2 окт, 2007 @ 23:48 Next Entry
Напомните, пожалуйста, систему разделения существительных по склонениям в русском языке?

из истории вопроса:
В статье о склонениях на википедии написано:

  • I склонение включает существительные мужского рода с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: стол, конь; среднего рода с флексией -/о/ (орф. и ): окно, поле; мужского рода с той же флексией: домишко, волчище, подмастерье.
  • II склонение включает существительные женского, мужского и общего рода с флексией -/а/ (орф. и ) в именительном падеже единственного числа: карта, земля, юноша, сирота.


  • Но я совершенно отчетливо помню, что с третьего по последний класс нас учили, что первое склонение - это слова женского и мужского рода на -а/я, а второе, соответственно, мужской род с нулевым окончанием и средний и мужской на -о/-е

    Где правда?
    Оставить комментарий
    [User Picture Icon]
    From:thehumaneone
    Date:Октябрь, 2, 2007 19:57 (UTC)
    (Link)
    википедия не знала, да еще и забыла..
    [User Picture Icon]
    From:astis
    Date:Октябрь, 2, 2007 19:58 (UTC)
    (Link)
    Меня так же учили.
    [User Picture Icon]
    From:nika_el
    Date:Октябрь, 2, 2007 20:01 (UTC)
    (Link)
    Ммда.. И я учила так же... И таких странностей не встречала до сих пор.:)
    [User Picture Icon]
    From:cheboro
    Date:Октябрь, 2, 2007 20:19 (UTC)
    (Link)
    Дело в том, что распределение существительных по типам склонения в школьных учебниках русского языка и в Академической грамматике, которая рекомендована для филологических факультетов вузов, различается. То, что Вы обнаружили в Викпедии, идет от Академической грамматики. Насколько я помню, это классификация А.А. Шахматова, ее придерживались также Д.Э. Розенталь, Валгина и другие лингвисты.
    Так что не пугайтесь:как учили в школе, так пусть в памати и остается. Совершенно необязательно каждому владеющему русским языком знать классификацию академистов. Главное, писать грамотно. И говорить:))
    Но если интересно, то почему бы и не знать:)
    [User Picture Icon]
    From:alegz
    Date:Октябрь, 2, 2007 21:29 (UTC)

    И гневу его не было предела...

    (Link)
    Да, безусловно, любопытно. Хорошо бы еще и статью о том, как изменялось число склонений в русском.

    Но, не вам, конечно, в упрек будет сказано, а аффтарам википедии, все-таки, излишний академизм сильно вредит энциклопедии. В конце-концов, удобство чтения статей средним пользователем важнее академичности изложения. Я полчаса зависал над статьей о двойственном числе в русском языке, которая взорвала мой моск этим "неправильным" порядком склонений. А потом еще пару часов провел в выявлении этого феномена, обнаружив еще с десяток статей с "неправильным" порядком и сомневаясь в собственной адекватности восприятия реальности.

    Причем к статье приложены ссылки на источники, дающие "правильный" порядок склонений, т.е. противоречащие ее содержанию. И ни одной ремарки относительно того, что, мол, в школьной грамматике дается один порядок, склонения, а в высшей школе - другой! Авторы статьи в англоязычной вики почему-то не постеснялись об этом упомянуть, а наши викифилологи, видать, считают, что википедия пишется ради их тщеславия и собственной важности, а не для всех этих "интернет-хамов" и "офисного планктона".
    From:tan_y
    Date:Октябрь, 2, 2007 22:03 (UTC)
    (Link)
    простите, а можно уточнить - если по школьной системе женский род на а,я - 1 скл, а по академической - второе, то для каких целей это надо было, почему нельзя в школе сказать так же?
    [User Picture Icon]
    From:alegz
    Date:Октябрь, 2, 2007 22:22 (UTC)
    (Link)
    Да, интересный вопрос. Должна же быть историческая причина различия в подходах? Тем более, что перечисление склонений в других языках совпадает именно что с "русским школьным", а не "русским академическим", например, в словенском или украинском.
    [User Picture Icon]
    From:annanimnaja
    Date:Октябрь, 3, 2007 20:20 (UTC)
    (Link)
    Я вот уже слышала об этом, от вас узнала подробнее. Не могу понять, как могло так получиться, ведь Розенталь много лет был редактором журнала "Русский язык в школе".
    [User Picture Icon]
    From:nelis
    Date:Октябрь, 2, 2007 20:39 (UTC)
    (Link)
    В школе вас учили школьной грамматике.
    Это — акаджемическая. Там еще и падежов больше ;)
    И вообще всякого другого.
    From:tan_y
    Date:Октябрь, 2, 2007 22:37 (UTC)
    (Link)
    нашла в вашем жж цитату из англ.википедии: The first declension (the second in Russian school grammars) is used for masculine and most neuter nouns. The second declension (the first in school grammars) - это же бред шизофреника
    [User Picture Icon]
    From:alegz
    Date:Октябрь, 2, 2007 23:01 (UTC)
    (Link)
    Это отсюда: Russian grammar
    From:tan_y
    Date:Октябрь, 2, 2007 23:05 (UTC)
    (Link)
    спасибо большое, я уже не поленилась найти по поиску
    [User Picture Icon]
    From:meanab
    Date:Октябрь, 2, 2007 22:50 (UTC)
    (Link)
    Аффтары педовикии отжЫгают, или у меня галлюцинации?

    Если обсуждать в таком стиле, то у вас фимоз зрительного нерва. Цитата из статьи на которую вы ссылаетесь: «В школьной традиции принято называть первое склонение вторым, а второе — первым».
    [User Picture Icon]
    From:alegz
    Date:Октябрь, 2, 2007 23:00 (UTC)
    (Link)
    Дадад. А внизу пятым кеглем: "Без учета налогов и НДС".
    [User Picture Icon]
    From:meanab
    Date:Октябрь, 3, 2007 00:20 (UTC)
    (Link)
    Да ладно вам, нормальным там кеглем написано, даже в отдельный абзац выделено и пустыми строками отбито. А что не заметили — с кем не бывает, чего сразу «аффтаров» и прочую пейоративную лексику вываливать…
    (Оставить комментарий)
    Top of Page Разработано LiveJournal.com